15.02.2022
- Приказ № 169/1-0 от 25.11.2021 г.
О введении обновленных федеральных государственных стандартов НОО и ООО в РД. - Дорожная карта научно-методического и методического обеспечения введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в Республике Дагестан
- Ссылка на сайт Единого содержания общего образования
Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а
от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам,
ученикам и их родителям
Что такое ФГОС
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные
государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил
для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской
школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия,
учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты
пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда
в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу
с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего
и основного общего образования (далее — НОО и ООО
соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022
году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся
основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
· ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
· ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
· ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
·Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них
и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского
образования.
Первое поколение ФГОС
Введены
в 2004 году. Документ назывался «Государственные
образовательные стандарты». Первую редакцию
критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении
применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда
«усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования
и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это
был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому
вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году,
для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012
году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных
учебных действия (умений).
Старый стандарт
отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы
«Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».
Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов
ФГОС.
Позиция сравнения |
Первое поколение ФГОС |
Второе поколение ФГОС |
Знание |
Передается
в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают |
Ученик
активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение |
Система
знаний как бы существует в вакууме |
Работа
учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами
реальной жизни |
Учение |
Односторонняя
комуникация учитель → ученик |
Чтобы
овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество |
Ученики
участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые
вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того,
многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых
школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским
сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения
не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования
2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое
требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать
и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы,
предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть,
а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен
знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика»
следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java
и С#.
· Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий
качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как
способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы
помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники
перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы
и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи
об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается,
что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование
и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы
функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу,
выпустили специальную
методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии
и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле
достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного
познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится
понятно, что в него входит.
· Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности
и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021
года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС
третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры,
и родители не знали что ждать. Сейчас понятно,
что патриотизм понимается как:
· интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
истории и культуры;
· ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям
россиян;
· уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка
из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба
решается с учетом
мнения родителей и возможности школы.
Старые
установки вынуждали преподавать второй иностранный
язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю.
Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить
большее количество уроков.
Согласно
новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы,
если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый
класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких
шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы»
скоро отметит совершеннолетие,
но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы
вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы:
1 Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
2.Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые
и пятые классы в сентябре 2022 года.
3.Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны
понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
4.Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность,
единство воспитания и обучения и необязательность второго
иностранного языка.